На Летней школе Северного (Арктического) федерального университета команда медиа-мастерской работала над разработкой информационного продукта, который поможет взглянуть на Большой Соловецкий остров, выйдя из жёсткой парадигмы «Монастырь — ГУЛАГ». Главная задача проекта — выявить «неочевидные» объекты осмотра на острове, малоизвестные истории и интересные судьбы людей.
Ещё до начала Летней школы участники медиа-мастерской провели предварительное исследование по выявлению стереотипов в восприятии Соловков. В качестве задания от своих кураторов Евгения и Екатерины Тенетовых они должны были провести мониторинг официальных источников, социальных сетей, блогов и отзывов, а также как туристы побывать в Туристско-информационном центре Архангельской области: изучить всю возможную информацию про Соловки (флаеры, буклеты) и задать вопросы, которые могут заинтересовать путешественников.
— Дома до поездки мы проводили небольшое исследование и поняли, что почти во всех ресурсах Соловки представлены как центр духовной жизни, волшебное место молитвы, а также большой образовательный центр. Мы решили показать, что Соловки намного глубже и многограннее. Для этого на островах мы собирали истории людей, брали интервью. У нас не было каких-то запретных тем, но мы старались не задавать слишком личные вопросы, если понимали, что человек не готов на них ответить. Главной темой, конечно, были Соловки. У интервьюируемых они стали огромной и очень важной частью их жизней, — рассказывает участница медиа-мастерской Дарья Очеретенко.
В течение десяти дней Летней школы участники медиа-мастерской записывали интервью. На вопросы ответили не только местные жители, но и люди, чья жизнь тесно связана с Соловками: капитан-корабля «Корсар» Юлия Хомбак, заслуженный художник России, член Союза художников и Союза писателей России Дмитрий Нечитайло, художественный руководитель, дирижёр Архангельского филармонического камерного оркестра Владимир Онуфриев, заместитель директора ИЦНБ САФУ, член Товарищества северного мореходства Светлана Тюкина и другие.
— Соловки — это не только история про восхищение и любовь. Каждый человек здесь находит себя в чём-то особенным. Впечатлили совершенно разные отношения и отзывы: кто-то едет по любви, кто-то здесь вырос, кто-то за вдохновением, кто-то устал от Соловков, а кто-то едет сюда только из-за работы. Это, думаю, я и назвала бы неочевидным, — комментирует участница группы Елена Никифорова.
Итогом работы команды станет телеграм-бот, с помощью которого пользователь откроет новый, нестандартный взгляд на Соловецкие острова и эмоционально погрузится в атмосферу и колорит архипелага. Формат телеграм-бота предполагает различный контент: отрывки видео-интервью соловчан и людей, глубоко связанных с островом, тексты, полезные ссылки, аудио и фотоматериалы. Навигация в боте будет осуществляться через кнопки, на которых будут описаны чувства посредством слов или эмодзи.
Запись материалов для проекта велась исходя из разработанных в рамках групповой работы рубрик. Так, например, в новом телеграм-боте можно будет увидеть короткие вертикальные видео мест с их описанием и рассказом, как до них добраться, гайды (например, "Где самые лучшие места для просмотра закатов на Соловках"), истории с Соловков и интерактивную карту туристических маршрутов.
— С точки зрения приобретения новых навыков знаний и умений, это междисциплинарный подход к социальной журналистике, включающий в себя работу с социальными медиа, фотографией, аудионосителями, видеоконтентом, текстом, историческими источниками, и как результат — совмещение всех этих компонентов в единый цельный продукт. Проект — это новое медиа, которое при желании может быть поддержано и продолжено, например, Соловецким морским музеем как аудиогид, — отмечают руководители медиа-мастерской Екатерина и Евгений Тенетовы.
Летняя школа организована Фондом развития САФУ при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого морского музея.