1 февраля в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова при поддержке Фонда развития САФУ начала свою работу очередная, одиннадцатая стратегическая сессия Московской школы управления СКОЛКОВО.
Цель сессии — актуализация приоритетных проектов и программ развития САФУ в рамках повестки трансформации системы образования в Российской Федерации.
В числе задач сессии — обсуждение повестки развития системы образования в России и текущей ситуации и направлений развития САФУ, а также проработка ключевых проектов развития федерального университета.
Участие в обсуждении принимают ректор САФУ Елена Кудряшова, представители ректората, руководители административных подразделений САФУ, сотрудники университета, являющиеся выпускниками интегрированных образовательных программ СКОЛКОВО (за годы сотрудничества САФУ и СКОЛКОВО таких выпускников уже более 80 человек) и эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО. В Архангельск с визитом прибыли Андрей Волков, советник министра образования и науки РФ, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО, и Ольга Назайкинская, руководитель направления образовательных программ Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО.
«2015 год мы начинаем с новой стратегической сессии. В течение двух дней нам предстоит плотно поработать над новой стратегией университета, актуализировать ее. Первый пятилетний цикл развития САФУ, опиравшийся еще на документы 2008-2009 годов успешно завершился. Теперь же нам необходимо актуализировать планы по дальнейшему совершенствованию вуза», — отметила в своем приветственном слове Елена Кудряшова.
Далее Елена Владимировна представила вниманию аудитории сообщение, озаглавленное как «Цели и проблемы развития САФУ». В рамках своей презентации ректор рассказала об успехах и достижениях университета за пять лет.
На сегодняшний день САФУ является университетом с акцентом образовательных программ на Арктике, обладающим современной материальной базой, ведущим активную экспедиционную деятельность и играющим большую роль в развитии промышленности Архангельской области. В вузе ведется системная международная работа, его также можно смело назвать серьёзной экспертной площадкой по вопросам Арктики. Развивается сетевое сотрудничество, как с российскими вузами, так и зарубежными партнерами. Резюмируя свой доклад об итогах пятилетия вуза, Елена Кудряшова назвала САФУ ведущим российским университетом в Арктическом регионе.
Несмотря на определенные успехи, в САФУ осознают, что ситуация как внутри вуза, так и «вне» (речь идет о внешних факторах) постепенно меняется, и Программе развития необходима определенная актуализация.
К примеру, изменения в государственной политике России в Арктике (речь о том, что Арктика сейчас — системообразующий проект социально-экономического развития России), актуальные стратегические документы, новые тренды в системе образования, вопросы международного сотрудничества вынуждают корректировать программу развития.
В новых условиях стратегической целью САФУ до 2020 года станет научное и кадровое обеспечение Программы освоения Арктики и защиты геополитических и экономических интересов России в Северо-Арктическом регионе. Добиться успеха планируется за счет развития системы непрерывного профессионального образования, арктических исследований и технологических разработок, стратегического партнерства с бизнес-сообществом.
К стратегическим задачам САФУ можно отнести стремление стать драйвером освоения арктических территорий и войти в число лидирующих арктических вузов мира, обеспечение финансовой устойчивости университета, создание инфраструктуры и достижение высоких позиций в перспективных университетских рейтингах с высокой значимостью.
«Новые качества мы должны обрести даже несмотря на непростые условия», — подвела итог своей презентации Елена Кудряшова.
Продолжилось пленарное заседание докладом ведущего сессии Андрея Волкова «Университет. Контексты и проблемы и развития». Основными темами сообщения стали значение конкуренции и стратегии для развития вуза, логика реформирования высшего профессионального образования в России, начиная с 2000-х годов. Отдельный комментарий был дан по Программе повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров т.н. «Проект 5-100».
Реализация данного проекта должна привести к вхождению к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу. Сейчас в программе принимают участие 14 российских университетов, среди которых три федеральных и 11 национальных исследовательских.
В качестве примера Андрей Евгеньевич привел подобные программы, реализованные в Китае (по итогам — два вуза в сотне), Франции, Японии и Германии. Также отдельного упоминания удостоились два учебных заведения (одно из них — Arizona State University), которые, несмотря на слабые стартовые позиции, сумели за короткий промежуток времени стать самыми настоящими драйверами регионального развития и принять по 50 тысяч студентов каждый.
Закончил свое выступление Андрей Волков серией вопросов и ответов.
Во второй половине дня состоялось обсуждение результатов работы проектных групп в межсессионный период. В понедельник участники стратегической сессии занимаются анализом результатов общей дискуссии, обсуждением проектов рабочих групп. 2 февраля будут подведены и итоги сессии.