23 августа начнёт свою работу Десятая, юбилейная, Летняя школа Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова «Комплексное развитие территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага».
Основные направления работы и практическая значимость деятельности школы обсуждались в ходе рабочей встречи ректора САФУ Елены Кудряшовой с руководителем Летней школы Светланой Тюкиной, заместителем директора интеллектуального центра — научной библиотеки САФУ.
Светлана Тюкина рассказала, что в этом году участники разделены на четыре проектных мастерских: биотехнологии, мастерская педагогического проектирования, медиа-мастерская, инженерно-архитектурная мастерская.
— Руководят проектной деятельностью люди, которые уже были на Летней школе или которые стремятся привнести новые идеи в ее работу. Отдельно отмечу младшего научного сотрудника лаборатории болотных систем ФИЦКИА РАН Дмитрия Шпанова, который начинал свою научную деятельность в качестве участника школы, а сейчас уже возглавляет одно из направлений, — рассказала Светлана Тюкина. — Открывать школу традиционно будет профессор кафедры религиоведения и культурологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ Василий Матонин с лекцией «Соловки как образ и символ».
Далее участники будут работать в рамках своих проектных мастерских, но с посещением общих лекций, посвящённых Соловкам. Кроме того, участников ждут экскурсии по архипелагу и мастер-классы по каллиграфии, узелковому батику, росписи козуль, ткачеству.
Елена Кудряшова подчеркнула, что главный результат работы школы в разные годы — это проекты, подготовленные участниками и реализованные на Соловках.
— Помимо получения комплексных междисциплинарных знаний и формирования опыта работы в команде, ребята разрабатывают инициативы, которые потом внедряются в жизнь: создание органов территориального общественного самоуправления на Соловках, исторических квестов по истории архипелага. Важно, что найти себя в рамках школы могут не только гуманитарии, но и представители естественно-научных и инженерных специальностей, ведь участники проводят мониторинг антропогенной нагрузки на природную среду, анализ дорог и архитектурного облика посёлка. Уверена, что работу Летней школы на Соловках необходимо продолжать и в последующем, ведь она уже стала брендом САФУ. Кроме того, наша школа даёт новый импульс развитию Соловков, так как ребята не пишут проекты «в стол», а реализуют их совместно с представителями администрации поселения и музея, — подчеркнула Елена Кудряшова.
Так, в прошлом году инженерно-педагогическая мастерская занималась исследованием гидротехнических сооружений Соловецкого монастыря. Главной задачей участников стало проведение всех предварительных работ для разработки техзадания по созданию архитектурного макета южной части монастыря с находящимися там гидротехническими сооружениями — подземными каналами, гидроэлектростанцией, сухим водоналивным доком, лесопильным заводом, мельницей и портомойней.
Экологическая мастерская проводила работу по мониторингу влияния антропогенного воздействия на природные водоёмы вблизи посёлка Соловецкий и изучение состояния хвойных и биоразнообразие кормовых, плодовых и ягодных культур на территории Ботанического сада. Второе направление осуществлялось совместно с сотрудниками Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова. Часть исследований будет продолжено и в этом году.
Но работа участников школы не завершается пребыванием на Соловках, после возвращения в Архангельск они будут дорабатывать свои проекты, анализировать результаты лабораторных исследований и готовить аналитические материалы и отчёты. Защиты разработанных проектов состоится в ноябре.
Напомним, что Летняя школа на Соловках проходит при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области, Фонда развития САФУ и Соловецкого музея-заповедника.